Павел Дмитриевич Корин

"Искусство - есть подвиг!"
"У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо, на котором отражается их внутренняя сущность." Александр Дюма

Художник из Палеха
Мемориальный дом-музей
Род Кориных
Художник — передвижник А.М. Корин
С чего начинается икона
Гравюры
История одного экспоната "Детская библия"
Иконы, как культурное наследие
Реставрация

Художник из Палеха

Род Кориных известен в старином русском центре иконописания селе Палех.

Сохранилась книга записей, принадлежащая отцу известного художника, Дмитрию Николаевичу, в которой он подробно записывал все происходящее в семье, в поселке. В одном из листов он подробно описал свое происхождение, то есть родословную. Указанно, что еще в 17 веке в семье Кориных имеются живописцы.

Не зря потом Павел Дмитриевич скажет … «Прежде чем стать художником по призванию, я стал им по рождению...»

Корины гордились своими предками и бережно хранили все то, что с ними связанно.

Дмитрий Николаевич женился на Надежде Ивановне Талановой в 1879 году. В семье было было пятеро детей.

После окончания 3х классов сельской школы одиннадцатилетний Павел поступил в казенную иконописную школу, Основанную Комитетом Попечительства о русской иконописи. Обучение продолжалось четыре года и стало хорошим стартом для Корина в мир большого искусства.

Сохранилось более 10 школьных рисунков, сделанных Павлом во время пребывания в школе. Перед вами только семь из них: с натуры – «Рисунок с гипса. Голова», «Рисунок с гипса. Часть лица», «Рисунок с гипсовой маски», «Часть улицы», «Мальчик», «Эскиз для иконы Троица» .

В 1907 году четырехлетнее обучение в иконописной школе было закончено, и Павел Корин получил звание мастера- иконописца.

Позднее Павел Корин уехал в Москву, где и стал известным на весь мир художником. Из скромного иконописца, живущего на чердаке с женой и братом Александром, стал личностью, которую знали и уважали.

Корин прошел трудный путь становления от иконописца из Палеха к большому искусству. Всегда был человеком глубокой веры, никогда не скрывавший этого, за что был не мил многим современникам.

Грандиозной задумкой художника стала картина «Реквием», к которой художник сделал множество портретов калек, стариков, нищих, монахов, переполненных фанатической верой. «Русь уходящая» - так назвал Картину Горький, осталась этюдом. Она связана с раздумьями об исторической судьбе народа, о судьбе православной религии и стране в целом.

Огромный холст натянутый на раму так и остался, как душевная боль, как не прозвучавший «реквием».

Затем было много работ над портретами известных людей, написанных особой, «коринской» техникой. Разгадать душу каждого позирующего, было главной задачей мастера.

Знакомство с Михаилом Васильевичем Нестеровым, своим учителем и другом сыграло не малую роль в жизни художника. Любая работа, сделанная Кориным предоставлялась на оценку Нестерову. Более тридцати лет длилась их крепкая дружба, и как итог три великолепных портрета: два Нестеровских и Коринский.

Нестеров и Корин расписывают Храм-Усыпальницу в Марфо-Мариинской обители. Нестеров уже тогда угадал в молодом иконописце большой художественный талант.

Позднее в письме к Нестерову Корин напишет … «В 1911 году мне, палешанину-иконописцу, выпало большое счастье встретится с Вами, Вы бросили мне в душу Ваш пламень, вы виновник того, что я стал художником.»...

Не мало важное участие в творчестве и жизни Корина было у А.М.Горького. Именно он поспособствовал переезду мастера на Малую Пироговскую, в большую мастерскую. «Нельзя работать на чердаке» - так Горький отзовется о доме братьев Кориных.

Горький организовал поездку Павла и Александра в Италию, где Корин с замиранием сердца смотрел на больших творцов западно европейского искусства.

Известный художник Корин никогда не забывал о своей малой родине, о Палехе. Каждое лето он приезжал отдыхать, работать и черпать все новые силы для своих произведений. Написанные Кориным панорамные пейзажи Палеха завораживают своими далями полей, высотой лесов, кажется, что соловей поет рядом, и пахнет только что скошенной травой.

Картина «Моя родина» - в ней живет то дождливое лето 1928, когда Павел Корин ловил те редкие закаты. … «Смотрите долго на «Мою Родину» - и вы узнаете свою родину»...

… «Великие события истории, изображенные на стене, дадут народу не меньше, чем книга, прочитанная миллионами»...- от ликов и панорамных пейзажей, от портретов знаменитостей и этюдов к «Уходящей Руси» Корин переходит к монументальной живописи. В 1950-е годы Павел Корин трудится над украшением стен метрополитена. Это и мозайка из мальты и натурального камня, и витражи, и орнаментальный фриз. Гордость исторических событий, происходящих с Россией на протяжении долгого времени, нашли свое отражение в работах Корина.

В 1965 году состоялась персональная выставка Павла Дмитриевича Корина в Нью-Йорке. Американская публика была в восторге. Журналисты, репортеры, обычный жители, все спешили обмолвится хоть словечкам с великим художником, а он как и много лет назад в Италии, ходил по окресностям и восторгался музеями и архитектурой города.

Весной 1967 года, как всегда с женой, Прасковьей Тихоновной уехал в Палех. В дедовском доме отметил семидесятипятилетие. По утрам ходил слушать жаворонков, смотрел зарницу, вдыхал аромат горькой полыни, вспоминал детство.

Корин пытался своим творчеством внести в обыденный мир людей частичку прекрасного, он говорил «Народ благодарно принимает искусство, которое воспевает и возвышает человека.... Народ отвергает все уродливое.»

Создание подлинного искусства — костры, зажженные на вершинах. Они освещают путь человечеству».

Вечно будут гореть костры, когда то зажженные Кориным, и их огонь не померкнет.



previous arrow
next arrow
previous arrownext arrow
Slider

Мемориальный дом музей П.Д.Корина

Дом является одним из самых старых деревянных строений в Палехе. Он построен в конце 1860 – начале 1870 годов 19 века. Место, где решено было поставить дом называлась «Ковшовская слободка». Дом строила бабушка художника по материной линии Анна Тимофеевна Таланова на средства своего отца, Тимофея Дмитриевича Гунина, в то время уже слепого старика, но некогда купца 3 гильдии.

Рублен дом из толстых сосновых брёвен, вытянут в длину, сложен из 14-15 венцов. Первоначально крыша была покрыта тёсом из осины. Окна закрывались деревянными ставнями. Дом не имел кирпичного фундамента, хотя выглядел высоким.

В 1872 году в Палехе случился большой пожар. Из-за сильного ветра огонь погубил много деревянных построек села. С северной стороны Крестовоздвиженского храма сохранился только дом Кориных. Дом отстояли всем миром.

Внутренний интерьер не пострадал, а с наружи дом обгорел. С наружи дом обили тесом, ставни заменили на наличники, крышу покрыли проолифенным железом. Позже по инициативе художника П.Д.Корина крышу покрыли оцинкованным железом и дом подвели под кирпичный фундамент.

Внутренне убранство комнат сохраняет атмосферу времён постройки дома. В каждой из комнат сохранилась подлинная обстановка: предметы быта, вещи, которыми пользовались прадед, бабушка, родители, сестра и братья художника.

Выполняя волю покойного ПавлаДмириевича, вдова художника Прасковья Тихоновна Корина вместе с братом художника Александром Дмитриевичем передали в 1973году государству этот дом, и в 1974 году открыт для посетителей музей П.Д.Корина.

Все комнаты его сохранены в мемориальном облике. Здесь устроена документальная экспозиция, рассказывающая о предках, о жизненном и творческом пути художника. В этот дом принесены подлинные произведения ПавлаДмитриевича, которые поступили из собрания П.Т.Кориной.

Древнейшую основу этого дома образует крестьянская изба. Она состоит из кухни и горницы. Обстановка кухни передаёт уклад крестьянской жизни конца 19 начала 20 века. Кухня разделена перегородкой на две половины, между русской печью и стеной настланы полати. За перегородкой царство хозяйки дома: русская печь с шестком, к стенам прикреплено много полок и лавок. Все здесь традиционно находится на своем месте.


previous arrow
next arrow
previous arrownext arrow
Slider

Род Кориных


Род Кориных известен в Палехе с 17 века.

В музее сохранился лист из книги записей, принадлежащей отцу Павла Дмитриевича-Дмитрию Николаевичу, в которой он записывал самые важные события в семье. В листе можно увидеть «родословие» семьи Кориных.

«Феодор Федоровичь сын его Максимъ Федоровичь живописецъ

Пахомъ Максимовичь Петръ Пахомовичъ

Иларионъ Петровичь Николай Ларионовичь

Супруга его Марья Николаевна урожденная

Коровайкова дети ихъ Михайлъ Трифонъ

Никифоръ Димитрий Иванъ дочери

Евдокия Елена Анна Марфа записалъ

Дмитрий Николаевъ Коринъ 1899 года»

Сохранился паспорт Иллариона Петровича Корина, выданный ему помещиком Николаем Каурцевым по разрешению губернского регистра 1 июля 1827 года. По этому паспорту прадед Павла Дмитриевича мог покинуть губернию на некоторое время.

В коллекции Александра Дмитриевича Корина, младшего брата художника, хранились рисунки прапрадеда, Петра Пахомовича, и прадеда, Иллариона Петровича. Сейчас в экспозиции музея находятся факсимильные фотографии с этих рисунков.

Палешане-иконописцы, посещая разные города копировали рисунки понравившихся икон, для использования в своих работах. На обратных сторонах рисунков имеются подписи. На обороте «Спаса нерукотворного» написано «Нерукотворный убрузъ господинь снименъ въ городе Нижнемъ Сочудотворнаго образа господня, который имеца въ часовне на мосту».

На рисунке «Иоанн Богослов в молчании» подпись гласит: «Сей рисунокъ Ларивона Петрова Корина спственой его чести».

Николай Илларионович имел небольшую иконописную «семейную» мастерскую в 40-х годах 19 века. В ней было собрано огромное количество древних рисунков и икон. Николай Илларионович, после отмены крепостного права, был первым выборным старшиной.

Отец Павла, Дмитрий Николаевич внес немалый вклад в прославление Палеха своим искусством. Он был прекрасным иконописцем, мастером своего дела. В музее хранится его именной мольберт кованный сундучок с принадлежностями для работы. Но самые ценные вещи, сохранившиеся от Дмитрия Корина — три иконы и картина

Сыновья Дмитрия Николаевича, Павел, Александр и Михаил, окончив обучение иконописи в Палехе уехали жить в Москву. В доме Кориных остался жить старший брат Сергей Дмитриевич со своей семьей. Он, как и все Корины был талантливым иконописцем, много читал, интересовался наукой и поэзией. Особенно любил стихи Фета и знал их наизусть.


previous arrow
next arrow
previous arrownext arrow
Slider

Художник — передвижник А.М. Корин

Жизнь многих людей с раннего детства связанна с творчеством художников передвижников. Их картины мы можем видеть в Третьяковской галерее или любом другом художественном музее, они нам знакомы еще со школьной скамьи. По картинкам в учебнике, по открыткам, по вклейкам в журналах и книгах, по иллюстрациям в настенных календарях приходят к нам любимые художники — Левитан с «Золотой осенью», Васнецов с «Аленушкой» и «Тремя богатырями», Репин с «Бурлаками» и многие другие.

Алексей Михайлович Корин относился к художникам — передвижникам. Он является автором многих картин и пейзажей, но, к сожалению, его творчество не освещено в искусствоведческой литературе. Большая часть материалов с историей жизни и творчества Алексея Михайловича потеряна, но по рассказам его родственников, друзей, да и просто знакомых мы знаем, каким он был человеком, художником.

Жизнь, посвященная искусству.

Художники, провозгласившие реализм и народность высшим принципом творчества, назвали себя передвижниками. Объединившись, они стали авторами передвижных художественных выставок, для которых создавали замечательные произведения изобразительного искусства.

Множество мастеров открывали авторские выставки, это и Перов, и Репин, и Саврасов. Художником - передвижником младшего поколения был и наш земляк - палешанин Алексей Михайлович Корин.

Родился А.М. Корин в 16 марта 1865 года в семье палешан Михаила Николаевича и Матрены Матвеевны Кориных, живущих на солнечной стороне центральной улицы села Палех. Алеша в семье был первенцем.

Мальчик рос окруженный лаской и заботой любимой бабушки - Марии Николаевны. Его дед, Николай Илларионович Корин, был первым выборным старшиной после отмены крепостного права. Дед занимался сельским хозяйством, иконописью, держал ямщину. Ему принадлежала одна из первых в Палех иконописных мастерских, в которой хранилось огромное количество древних икон, уничтоженных частыми в то время пожарами. Самый большой пожар пришлось пережить и Алексею в возрасте семи лет. Семья его тогда осталась без крова. Как и многие палешане, как и все ребята села, летом Алексей Корин бегал купаться на мелководную речку Палешку. Зимой строил крепости со своими сверстниками. Несколько раз в год был очевидцем и участником ярмарок, на которые съезжались крестьяне и купцы со всей округи и из других губерний.

Помогая родственникам, Алексей Михайлович все чаще присматривался к работе иконописцев. Его отец, Михаил Николаевич, в те годы все больше отходил от иконописи и занимался хозяйством и извозным промыслом.

С 12 лет Алексей Корин был отдан в иконописную мастерскую. В свободное от работы время мальчик с увлечением рисовал друзей, знакомых, природу родного Палеха. В душе он мечтал стать настоящим художником живописцем.

Вопреки воле отца, который всячески препятствовал попыткам сына учиться рисованию, Корин самостоятельно готовится к поступлению в Училище живописи ваяния и зодчества.

В 1884 году он успешно сдаёт вступительные экзамены и в 19 лет становится учеником живописного отделения.

Как и многие известные художники, его творческий путь начинался с местных иконописных мастерских, затем обучение продолжилось в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Уже в 1891 году Корин экспонировал свои небольшие картины на 19-той передвижной выставке.

«В картине г. Корина под названием «Опять провалился» мастерски схвачена и передана понурость и сломленность мальчика — подростка, не выдержавшего экзамен. Целая драма заключается в этой маленькой картине. Оперевшись одной рукой о стол, скорбно стоит с опущенной головой высокий мальчик с болезненным лицом. Между тем, мать в грустной задумчивости смотрит в сторону от него. Одной рукой она подперла голову, другая рука опущена на колено, держит книжку с отметками. Очевидно, что этот мальчик, опять провалился на экзамене, не может дальше оставаться в том же классе, будет, следовательно, удален из учебного заведения. Мальчик не виноват. Он слаб, хил, вытянулся ростом не по летам, имеет мало способностей к учению. Это прекрасная, правдивая картина» - писала газета «Московские ведомости» 19 мая 1891 года.

«Лучшее и самое главное место на открывшейся вчера передвижной выставке занимает жанровый отдел живописи, - писала газета « Петербургский листок» 10 марта 1891 года. - Прямо из жизни и при том из самой обыкновенной выхвачена сцена под названием «Опять провалился», принадлежащая кисти талантливого молодого еще художника Корина».

Пресса широко оповещала события выставки передвижников. Огромное количество положительных отзывов прочитал Алексей Корин в те дни на страницах «Петербургской газеты», «Московских ведомостей», «Московской иллюстрированной газеты», «Петербургского листка».

На 20-ой передвижной выставке Алексей Михайлович Корин показал работу «Больной художник».

На картине изображен больной художник. Сам он молод, а его талан является многообещающим даром. В его мастерской огромное количество этюдов. Болезнь медленно убивает художника и его надежду на будущее. Он бледен, обессилен и истощен, устало глядит на свою незаконченную картину. Он думает не о себе и он не жалеет себя, он мечтает закончить начатую работу и с гордостью показать ее миру. Через открытую дверь виднеется фигура женщины, жены художника. Молодая женщина закрыла лицо руками, спрятав свое горе от зрителя.

Пресса не однозначно высказывалась о работе Корина «Больной художник», но в целом, полотно имело успех. Работа, в последствии, была приобретена Третьяковым.

Успех картин утверждал имя Корина, как одного из талантливейших художников того времени.

«В отсутствии жены», «Выздоравливающая», «Дедушка и внучек». «В летние сумерки» «Сюрприз» - являлись главными его картинами в последующие годы. Весной 1894 года состоялся первый съезд художников, для которого А. Корин и К. Коровин совместно написали вид кремля.

Еще в глубокой юности, Алексей Корин создавал портреты друзей и предков, которые получались совсем неплохо. Портрет считается одной из сложнейших техник письма. Для их создания требуется особый глаз на лицо человека, глубокий ум и познания анатомии. Талант в написании портрета был замечен у Корина еще во время обучения в училище. Будучи студентом, он участвовал в выставках и конкурсах, устраиваемых Московским обществом любителей художеств. Корин занимал первые места и получал награды за свои портреты. Заметил талантливого художника-портретиста любитель живописи Николай Васильевич Медынцев и предложил Корину написать с него портрет. У Николая Васильевича к тому времени уже имелись портреты, написанные В.Г. Перовым, И.Н. Крамским, но Коринский портрет пришелся ему по душе больше всех. В знак благодарности Корину был подарен мольберт из красного дерева, двухсторонний с подъемным винтом.

В музее П.Д. Корина сохранились портреты родственников, написанные А.М. Кориным. Это портрет деда Николая Илларионовича, и отца Павла Дмитриевича Корина — Дмитрия Николаевича. В произведениях прослеживается различие двух поколений палехских мастеров. Патриархальный, целиком крестьянский образ Николая Илларионовича, и городской, светский, слегка нервный портрет дяди - Дмитрия Николаевича.

После женитьбы семья Кориных почти 10 лет в летние месяцы жила на даче в Плесе. Алексей Михайлович посвятил великой русской реке Волге много этюдов: «Вечер на Волге» (1898 г.), «Рыбаки» (1898 г.), «Разлив», «На плоту». Позже Корин пишет этюд «Вишневый сад» с изображением своей жены Серафимы Сергеевны. В эти же годы были написаны портреты матери, отца, братьев и сестер и дочери Марии.

С любовью написан портрет дочери Марии. Девочка изображена сидящей на стуле. Её недлинные волосы зачесаны назад и закреплены красным бантом. В глазах видно ее стремление вперед, она будто бы ждет, когда отец разрешит бежать дальше. Более тщательно и живописно прописывает Корин лицо, кистью ведет не по холсту, а по лицу своей любимой дочки.

В 1900-е годы в русском искусстве наблюдается спад использования бытовых сцен, этот жанр мельчает и у передвижников. Свое особое внимание в это время А.М. Корин переносит на пейзажи. Корин, чутко чувствовавший природу, становится поэтом русской природы на холсте.

Часто Алексей Михайлович размышлял над смыслом жизни, над судьбой художников 19 века. Его возмущало, что будучи признанным художником, картины которого скупаются музеями, ему приходится самому создавать себе условия для работы при помощи другой работы, подрывающей его чисто художественную деятельность. Но к кому можно было предъявить это право на свободную работу в искусстве? Корин прекрасно понимал, что народ требует угождений даже в искусстве и художник, как бы брошенный в воду, должен сам выплывать, при этом, топя в водах других. Художник чувствовал тяжелое положение при настоящем строе, а поменять его был не в силах.

От непрерывной работы, нервного напряжения Алексей Корин почти теряет зрение. Наступает отчаяние. Ему пришлось на время оставить и преподавание в Училище, заказы и заняться лечением.

«Я как будто догадываюсь, в чем наше несчастье,- говорил Корин. - Очевидно во мне, как и в других, подобных мне, вложено мало весомого от искусства, таланта, что ли, которое поэтому и оплачивается мелкой монетой, недостаточной для жизни».

Много лет Корин строил дачу в подмосковье, и еще долгие годы выплачивал долги. В летнее время убегал от суеты в деревню, прятался от заказчиков. Они хоть и платили ему деньги за работу, но в душе убивали его талант, душили в нем свободного художника. В деревне он, как и в юные годы, ухаживал за огородом, косил сено и, конечно, писал родную природу.

В честь освободивших Болгарию русских воинов от турецкого ига в 1877-1878 годах было решено построить храм, названный в честь русского князя Александра Невского. Проект памятника принадлежит архитектору А.Н. Померанцеву.

Интерьер зала состоит из пяти залов, и по форме напоминает корабль. Его украшают росписи на библейские темы и, конечно же, иконы. Создавались они и русскими, и болгарскими молодыми художниками. В стенописи принимали участие и наши землякие палешане - братья Алексей и Николай Корины. Был приглашен также их товарищ Михаил Александрович Маркичев.

В храме Алексей Михайлович работал в 1911-1912 годах, и только в летнее время. Он не мог покинуть должность преподавателя рисунка и живописи в Московском училище живописи ваяния и зодчества.

Альбомы и открытки, созданные в Болгарии, посвященные храму Александра Невского имеют изображения фресок, созданных кистью Алексея Корина, они считаются одними из лучших работ.

Не только Алексей Михайлович писал портреты друзей и знакомых. Они так же очень любили его, как чуткого и отзывчивого человека, и хотели это показать уже в своих работах. В 1915 году С.В. Малютин выполнил портрет А.М. Корина. В Государственном музее палехского искусства хранится его второй незаконченный портрет, на котором художник изображен в кресле с книгой и карандашом в руках.

Корин пробовал себя и в книжной графике. Он иллюстрировал произведения Л.Н. Толстого «Анна Каренина». В музее также хранятся его графические произведения «Девушка» 1876 г. и «Апостолы Иаков и Иоанн» 1880 г.

Палешане знали и уважали своего земляка Алексея Михайловича Корина. Очень часто его вспоминал народный художник СССР, герой соц. труда Николай Михайлович Зиновьев, портретист Н.А. Правдин и другие.

Н.А. Правдин много раз ездил в Москву, навещал Алексея Михайловича, носил показывать ему свои первые портреты-пробы, мечтая о Московском училище. Корин объяснял ему, что необходимо исправить в портретах и как это правильно сделать.

Художники-передвижники собирались на традиционных четвергах. Товарищи, так они себя называли, спорили, рассказывали о своих планах, обсуждали свои выставки, радовались достижениям своих товарищей. На одном из таких заседаний, товарищи заметили отсутствие Алексея Корина, забеспокоились. В то время Корин сильно болел, лежал. У Алексея Михайловича было девять детей, жена и теща.

Товарищество передвижников помогало семье материально и морально. Писать Корин с тех пор уже не мог. Болезнь взяла верх.

Алексей Михайлович Корин, прекрасный русский пейзажист, мастерски передающий на своих полотнах красоту русской природы в любое время года. На его картинах передано трепетное чувство любви и гордости за родную землю.

Всю свою жизнь художник осуществлял заветы передвижничества, верил, что только жизнь является лучшими материалами для настоящего художника. Имя А.М. Корина по праву называют среди имен, прославивших живопись. Самые значительные полотна находятся сейчас в Государственной Третьяковской Галерее, Русском музее, Государственном музее палехского искусства и других музеях.

С чего начинается икона

Павел Корин родился в семье крестьянина-иконописца. Сам закончил иконописную школу Палеха. Для него род был неотделим от истории палехского иконописания, от тех икон, которые сохранялись и которые Павел разыскивал и коллекционировал. Когда в Палехе начали массово закрывать иконописные мастерские, Павел Дмитриевич начал массово спасать от туда прориси.

Начало...

Обучение в иконописной школе начиналось с малого, писали горки, деревья, одежду, и переходили на самое сложное — лики.

Иконописцы делятся на два типа по способности: «Личники» и «Доличники». «Личники» писали лики (лицо), руки, ноги, а «доличники» одежду, пейзаж, и прочие элементы иконы. Во время обучения часто пользовались специальной литературой, своеобразной учебной литературой.

Видок - это дощечка с образцами основных элементов доски, орнаментов, цветов и красок.

Наглядное пособие - это последовательность работ художников в натуральном исполнении.

Порядок действий

1. Выбор иконной доски

Для изготовления иконной доски чаще других применяли древесину липы, сосны или ели. Доски должны быть сухие и по возможности не иметь сучков. Идеально подходят спиленная в зимнее время и высушенная естественной сушкой древесина. Доска (щит) для иконы должна быть собрана из однородных досок и хорошо склеена.

Левкас

Следующий этап работы — грунтовка доски. На деревянную поверхность наклеивается защитная ткань льняная или хлопчатая — поволока. Доска хорошо просушивается.

Основу левкаса составляет мел. Его просеивают удаляя комочки. Клей заливают водой и дают ему набухнуть. Затем его варят на водяной бане. В теплый клеевой раствор постепенно высыпают порошок мела, постоянно его помешивая до получения жидкой сметанообразной массы. Левкас наносят в теплом виде тонкими слоями в начале кистью, а затем шпателем. Общий слой грунта доводят толщиной около миллиметра, стараясь не делать его слишком толстым.

Рисунок

В Древности рисунок наносили сразу на левкас углем, стараясь почувствовать размер предполагаемой иконы. Затем кистью утолщали нужные линии. Делали это опытные мастера «Знаменщики».

Для выбора композиции использовали древние иконы или снятые с них прориси.

Работали также с припорохом. Рисунок с прориси наносили карандашом на кальку, затем ее клали поверх двух-трех листов бумаги и делали частые мелкие проколы по контуру. Затем закрепленную на иконописной доске кальку с дырочками и нужно было припорошить сверху черным пигментом с помощью тампона из марли (мешочка с толченым углем). Просеянный сквозь отверстия порошок оставлял на левкасе контур будущей иконы.

Иногда иконописцы обходились и без кальки: по самой прориси делали проколы и превращали ее в припорох.

Золочение

Поверхность для золочения тщательно полируется. При золочении используют тонкие листы сусального золота. Чтобы прихватить кусочек тонкого золота используют лампензель (широкую кисть, изготовленную из беличьего хвостика.) Сусальное золото наносят на масляный морданный лак или шеллачный лак. Не менее распространен и популярен способ золочения на полимент (грунт на основе глин и органического клея). Если нимб не золотился, а писался красками, иконописец прорисовывал этот элемент в последнюю очередь.

Живопись

В иконописи применяют последовательную технику нанесения цвета. Можно выделить три основных этапа:

Первый этап называют «роскрышь» - цвета наносят локально, как бы определяя тон. Краски наносятся тонкими слоями последовательно, обычно начиная с более темных тонов, учитывая прозрачность и структурные особенности красок.

Для роскрыши тела используют санкирь, который бывает разных оттенков от зеленого до красно-коричневого. Санкирь имеет темный оттенок, чтобы дать возможность последующему высветлению.

Второй этап «высветление», а для тело - «охрение». Это основной, моделирующий форму слой.

Третий этап - «Оживки», это быстрые короткие, светоносные удары кисти, наносимые в самых светлых местах изображения, они как бы оживляют, зажигают светом форму.

Нанесение олифы

Завершающий работу этап. Икона покрывается лаком. Он составляет защитный слой и придает прозрачность. Живопись становится более насыщенной.



previous arrow
next arrow
previous arrownext arrow
Slider

Гравюры

Гравюра — это самый молодой вид изобразительного искусства.

Все основные виды гравюр имеют свои технологические прототипы, известные с давних времен:

- ксилография характеризуется штампами-печатями и набойками,

- резцовая гравюра — дело ювелиров,

- Офорта преобладала у мастеров-оружейников.

Объединяя все понятия гравюра — это отпечаток на бумаге изображения, вырезанного на специальной доске.

Гравюра имеет Важное свойство, не характерное для других видов изобразительного искусства — тиражность. Она всегда имеет несколько экземпляров.

Тиражный вид искусства имеет большое общекультурное значение. До его появления у людей не было возможности сообщить о явлении, предмете или устройстве, о внешности или описании местности, кроме описания словами. Словесное описание не всегда передает точность и конкретность. Гравюра позволила увидеть изображение и распространить подобное изображение.

Нескольких столетий, репродукционная гравюра ценилась не меньше, чем гравюра созданная мастером по собственному рисунку. С течением времени люди стали с презрением относится к репродукционной гравюре, считая, что невозможно воспроизвести оригинал созданный художником. Но, все знания о произведениях мирового искусства и художникам, и обычным людям давала именно гравюра. Не у всех была возможность объехать все музеи Европы и увидеть оригинала. Гравюра оказалась способом общения художников и передачей опыта.

Еще один аспект распространения гравюры — социальный. Агитационную роль играла гравюра в моменты восстаний, классовых волнений, религиозных стычек, революций. При большой неграмотности гравюра передавала тексты с помощью картинок.

В музее Павла Дмитриевича Корина находится богатая коллекция Итальянских, Французских и Западно — Евопейских гравюр. Бывая в антикварных лавках Павел Дмитриевич приобретал эти произведения искусства. В результате собрав богатую коллекцию гравюр, которая находится в музее П.Д. Корина.

previous arrow
next arrow
previous arrownext arrow
Slider

Реставрация


В кафе Греко, в Риме висит медальон с портретом Гоголя, неизвестно кем и когда написанный. От времени и табачного дыма уже трудно понять силуэт. Но профессиональный глаз художника уже знает, что картине жить. Через посольство, получив разрешение на реставрацию. Провели сложную расчистку и поновление лакового покрытия красочного слоя. Как результат работы, громкие “Magnificо!” (Великолепно!)

Реставрация не была главным делом Корина, но без нее он не мог. Мировая культура обязана Корину возрождением многих памятников живописи.

После ВОВ в руки Павла Дмитриевича и его жены, Прасковьи Тихоновны попали полотна великих мастеров, находившиеся когда то в Дрезденской галлерее. Когда прибыл грузовик с «Сикстинской Мадонной» Рафаэля, Корин снял шляпу. Он был взволнован и все повторял: «Я боялся, что уже не увижу ее».


История одного экспоната "Детская библия"


В нашем музее есть необычный экспонат. Это – книжка, детская библия Павла Дмитриевича Корина. Называется она «Моя первая священная история». Приглашаю вас с удивительным благоговением и удивлением рассмотреть поближе эту книжку.

Книжка исполнена в изящном папочном переплёте с тиснённым названием на корешке книжки. Прекрасная иллюстрация на обложке сразу заинтересует детей, потому что на ней изображены такие же маленькие ребятишки. Они заинтересованно смотрят на название книжки, пытливы, подвижны, аккуратны и, наверное, очень послушны.

Книжка была издана Товариществом Вольфа в 1899 году в Санкт-Петербурге. Товарищество Вольфа было поставщиком Двора Его Императорского Величества. Это говорит о том, что книжка эта была достаточно дорогой и не любая семья могла позволить купить её для своего ребёнка. Указана цена книжки – 1 рубль 50 копеек. Если учесть, что корова в то время стоила 5 рублей, можно сопоставить цены и понять, что книжка совсем не дешева, и не каждая семья смогла бы в то время себе такую позволить. Но, мы знаем, что семья Кориных была зажиточной и смогла для детей приобрести эту книжку.

Книжка прекрасно иллюстрирована. На титульном листе мы читаем, что в данном издании имеется 8 раскрашенных картин и 66 рисунков. Пересказал для детей Священное писание священник Воздвиженский.

Итак, мы открываем старинную книгу. Форзац её оформлен очень интересно. В маленьких рамках можно видеть портреты детей в бежево-шоколадных тонах. Здесь и девочки в нарядных шляпках, с кудряшками, и мальчики. Ещё в рамках можно видеть ветки деревьев. Скорее всего, это виноградные лозы и ветви с листьями фиги. На одной стороне форзаца можно прочитать о том, что данная книжка вышла в серии книг для детей «Моя первая библиотека» - Собрание полезных книг для малых деток. Мы узнаём, что в этой серии вышли и другие книжки для детей: «Моя первая священная история», «Мои первые сказки», «Моя первая естественная история» и «Моя первая русская история». На другой стороне форзаца написано маленькое стихотворение, как наставление детям. Оно и сегодня звучит очень актуально:


«Бойтесь, дети, лени,

Как дурной привычки.

И читайте в сутки

Вы хоть по страничке.»


Если Вы, ребята будете следовать завету старинной книжки, то будете много знать, будете умными и всесторонне развитыми.

На фронтисписе книжки мы видим первую картинку. Это сидящий Иисус Христос в окружении детворы. Он ласково прижимает к себе одной рукой сидящего на его коленях мальчика, а другой рукой гладит по головке девочку с букетом цветов. Вокруг него собираются ребята. Они пришли сами, или их привели их мамушки и нянюшки. Детям интересно всё, что им будет рассказывать Спаситель.

В предисловии к книге рассказано, что такое Священное Писание. Как сказал Святой Иоанн Златоуст, это – духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильною, твёрдою, мудрою. Эти слова понятны и для взрослых и для Вас, ребята. Тут же авторы указывают, что, давая в руки ребёнку подобную книгу, необходимо заботиться, чтобы он мог понять её всю. Именно в этой книжке для детей живо, наглядно и просто изложены все важнейшие события Ветхого и Нового Заветов.

Детское сердце чутко к великим подвигам, детская душа легко увлекается хорошими примерами. А где же найдётся больше таких примеров, где встретиться больше таких подвигов, как не в Священной Истории? – спрашивают издатели книги. Поэтому первыми рассказами для детей, начинающих понимать, должны быть рассказы из Священного Писания, первою книгою в руках научившегося читать ребёнка должна быть Священная История.

Мы понимаем, какая судьба была уготовлена маленькому Павлу Корину. Он должен был стать иконописцем, как и его предки. Поэтому, очень важно было ввести ребёнка в Мир, который он должен был изображать на своих рисунках, видеть образцы изображений, и может быть, попытаться повторить эти изображения.

Иллюстрации книги изображают наглядно то, что изложено в тексте. Детям так легче воспринять написанное слово. К сожалению в книге не указаны автор или авторы иллюстраций. Сами картинки выполнены в технике гравюры. Люди и события изображены очень тонко и доходчиво. Под каждой картинкой имеется подпись, что из сюжета изображено. Кроме иллюстраций текста можно увидеть прекрасные орнаменты. Особо привлекают раскрашенные картинки. Краски не яркие, но именно эта неяркость красок, их нежность, пастельность делает картинки более близкими и родными. Такой цвет успокаивает и умиротворяет.

Несмотря на то, что текст в книге написан не современным языком, с ятями и фертами, Священные Истории читаются очень легко. К необычному написанию текста быстро привыкается и незнакомые буквы не замечаются. Сегодняшние дети тоже с удовольствием смогли бы прочитать эту книжку.

Интересен фронтиспис книги в конце. Там имеется своеобразная реклама Полезных книг для малых деток, которые уже вышли в этом издательстве. Так прорекламирована книжка «Что надо знать». Имеется изображение этой книжки и в пояснении указано, что это 250 изображений в красках на 14 таблицах на папке для наглядного обучения детей, с кратким объяснительным текстом М. Анненской. Указан адрес, куда обращаться для приобретения этой книги: Книжные магазины товарищества Вольф, Санкт – Петербург, Гостиный двор, 18 и Москва, Кузнецкий Мост.

Эта книжка и сегодня очень современна. Она очень хорошо сохранилась, и если не знать, что этому изданию уже более ста лет, можно считать её нашей современницей.


previous arrow
next arrow
previous arrownext arrow
Slider



Иконы, как культурное наследие


«Я собираю иконы не ради удовольствия. Глядя на них, я творчески расту...»

Палехские иконы в этом доме - это часть коллекции его знаменитого собрания древнерусской живописи. Все они приведены в порядок, укреплены , отреставрированы Павлом Дмитриевичем и Прасковьей Тихоновной.

Корин собирал иконы у наследников-коллекционеров: архитектора Алексея Викторовича Щусева, у Виктора Михайловича Васнецова, у доктора Величко, у старушек - старообрядок. Собирал для того, чтобы эти шедевры древнерусского искусства не уходили за границу, а оставались на родине.

Родословная Корниных, как и многих других иконописцев, передавалась из одного поколения к другому вместе с иконами, на оборотах. В экспозиции нашего музея есть иконы, характеризующие учебную деятельность палехской иконописной школы, в которой обучались братья Корины.


КОНТАКТЫ


Наш адрес: 155620, Россия, Ивановская обл., пос. Палех., ул. Демьяна Бедного, д. 19

Телефон: 8(49334)2-24-38

E-mail: gmpi@ivreg.ru


Режим работы:

Понедельник - выходной

Вторник - Воскресенье: 9:00 до 17:30

Последняя пятница месяца - санитарный день.







2020 Государственный музей палехского искусства